Евгений Онегин, молодой аристократ, погружен в водоворот столичной жизни с ее бесконечными балами, приемами и театральными вечерами, но эта блестящая поверхность давно перестала приносить ему удовлетворение. Устав от однообразия светского существования, он с почти облегчением воспринимает известие о болезни дяди, проживающего в деревенском имении, видя в этом шанс уйти от опостылевшей суеты. Прибыв в поместье, Онегин узнает о кончине родственника, что, однако, не вызывает в нем глубокой печали, поскольку материальное положение героя оставляет желать лучшего, а дядя был богат и не имел других наследников. Поселившись в доставшемся имении, Евгений сознательно дистанцируется от местного общества, за что быстро получает среди соседей репутацию замкнутого и странного человека. Его дни проходят в бесцельном уединении, лишенном как прежних развлечений, так и новых смыслов, пока это однообразие не нарушает появление в соседнем поместье вернувшегося из-за границы молодого помещика Владимира Ленского.
Ленский, полный юношеского идеализма и еще не успевший разочароваться в жизни, становится для Онегина неожиданным, хотя и несколько навязчивым, собеседником, внося некоторое оживление в его затворническое существование. Именно он знакомит Евгения с семейством Лариных, в частности с двумя сестрами – Ольгой, своей невестой, легкомысленной и жизнерадостной, и Татьяной, старшей, мечтательной и глубокой натурой, чья внутренняя сосредоточенность резко контрастирует с поверхностностью окружающего общества. Эта встреча, казалось бы, незначительная в контексте деревенской жизни, становится поворотным моментом, запуская цепь событий, которые коренным образом изменят судьбы всех участников. Непреднамеренное вторжение Онегина в замкнутый мир усадебной жизни обнажает противоречия между его цинизмом, порожденным светским опытом, и искренностью чувств, которые пробуждаются в тех, кто его окружает, особенно в душе впечатлительной Татьяны, видящей в нем романтического идеал.